Газета издается с 1990 года - Свидетельство - КВ-100


Шмуэль Ерушалми
политобзреватель "ОГ"

О том как Запад стравливал между собой народы Ближнего Востока



Уже в самом начале статьи мне хотелось бы подчеркнуть, что произнося слово "Запад" в обвинительном контексте, я не подразумеваю всех жителей стран Запада. Западный рабочий, западные строитель, шахтёр или, скажем, водитель автобуса - невиновны в деяниях западного империализма. Под словом "Запад" я подразумеваю только лишь правительства и правящиe элиты западных империй.

И так, начиная с первого Крестового Похода в Святую Землю, начало которого приходится на 1096 год - страны Запада (сначала только Западная Европа, а после основания США, Канады и Австралии - и эти страны тоже) начали играть империалистическую роль в современной мировой политике. Не стану, в рамках этой статьи вдаваться в подробности уничтожения индейцев на территории сегодняшних Северной и Южной Америк; не стану подробно останавливаться на том, как Запад завозил в свои колонии на американском континенте миллионы рабов из чёрной Африки, многие из которых поумирали ещё в пути или в результате тяжкого каторжного труда, на плантациях белых господ и на других "чёрных" работах. Все эти вещи общеизвестны; о них написаны тысячи и миллионы книг. Историю этих событий изучают в школах и вузах всех стран мира. Поэтому, данном материале мне хотелось бы коснуться немного другой и недостаточно изученной темы, а именно, как в течение последних столетий, Западный Имперофашизм пытается применять принцип "разделяй и властвуй" по отношению к народам Ближнего Востока; темы преднамеренного провоцирования межэтнических и межрелигиозных конфликтов между народами населяющими этот регион.

И так, точкой отсчёта современного империализма можно считать первый Крестовый Поход, имевший место в последних годах одиннадцатого столетия. Тогда, под предлогом освобождения Гроба Господня в Иерусалиме, находившегося в те годы в руках мусульман - европейские торговые державы того времени, такие как Италия, Франция, Англия и др. - под предводительством Папского Престола ринулись на Восток, с фактической целью завоёвывать новые рынки, попутно оказывая культурное влияние на завоёванные страны. В этой связи стоит заметить, что значительная часть крестоносцев прибыв в Палестину и в другие части Ближнего Востока не только не сумели изгнать местное население, или хотя бы оказать на него сколь бы то нибыло культурное влияние, а наоборот, местное население и его обычаи оказали влияние на крестоносцев. Многие из крестоносцев, прибыв в Святую Землю почти сразу же начинали одеваться в местную одежду, и питаться блюдами местной кухни. Кроме того, часть крестоносцев женились на местных девушках и остались на этой земле как обычные арабские христиане. До сих пор в Назарете и близлежащих арабских деревнях живут семьи, являющиеся потомками вот этих крестоносцев, что ассимилировались в местную палестинскую культуру. Надо сказать, что ассимиляция крестоносцев и их потомков в культуры Арабского Востока, вызывала немало недовольства в Ватикане, в Канцелярии римских понтификов. Ведь крестоносцы то посылались на восток для борьбы с мусульманами и их изгнания из Святой Земли. А получилось, что с одной стороны мусульмане изгнаны небыли, а с другой - не "просвещённые" крестоносцы повлияли на местные обычаи, а местная культура и её носители повлияли на крестоносцев. Когда королевство Крестоносцев в Эрэц-Исраэль было окончательно разгромлено (1291 год) то крестоносцы и их дети с внуками, удирая обратно в Европу, увозили с собой сахарный тростник, десятки видов невиданных доселе в Европе пряностей, местные архитектурные стили, местные одеяния и украшения, технологии в ткацкой, швейной, строительной, сельскохозяйственной и других областях. А главное, они увозили с собой культурное и духовное влияние народов, для порабощения которых они в своё время направлялись западноевропейскими католическими правительствами, и которые в конечном итоге, оказали на них самих такое огромное влияние во всех областях жизнедеятельности и человеческой мысли. С этого момента Ближний Восток становится ареной для непрекращающейся конкурентной борьбы между различными западными державами за культурное, экономическое, а в последующем и военное влияние в данном регионе..

Пока из разрушенного мамлюками Акко - последнего оплота крестоносцев в Палестине, уезжали обратно в Европу последние жители поверженного королевства, в европейских властных структурах уже понимали, что через обычную военную оккупацию они никогда не сумеют овладеть рынками, а главное душами жителей Палестины и других стран мусульманского Востока. И тогда то, было принято решение действовать более медленными методами, методами культурной агрессии, цель которой расколоть общество и поссорить между собой различные группы людей не только в Палестине, но и во всём ближневосточном регионе.

К тридцатым годам шестнадцатого века, когда полным ходом шла военно-экономическая колонизация Южной Америки испанскими конкистадорами, у Европы уже накопился достаточный опыт использования противоречий между различными группами людей, для искусственного провоцирования конфликтов с целью извлечения из них политической выгоды. Для провоцирования конфликтов использовалось недовольство определённой группы населения правителями страны, города или племени. Использовались религиозные и культурные противоречия. А если их небыло, то они создавались, путём обращения части индейцев в христианство и натравливания их против остальной части индейского населения. Именно тогда, в 30-ых гг. шестнадцатого века, с заключения первых капитуляций (соглашений о предоставлении особых прав иностранным гражданам) - между западными державами и Османской Империей - началась основная фаза в империалистическом захвате Ближнего Востока и натравливании местных народов один против другого. Первые капитуляции были заключены в 1535 году, между французским королём и османским султаном. Надо сказать, что в некоторых местах на Арабском Востоке привилегии для иностранных граждан предусмотренные соглашениями о капитуляциях, продолжили существовать вплоть до 50-60-ых гг. прошлого столетия.

И если в обеих Америках - как Южной, так и Северной - западным державам для провоцирования конфликтов между местным населением, было необходимо прикладывать усилия для обращения целых народов и цивилизаций в другую религию, то на Ближнем Востоке, в этом отношении всё обстояло намного проще. Ещё до прихода европейских колонизаторов, ближневосточное население было поделено на многие десятки религиозных конфессий - как мусульманских, так и христианских. Эти конфессии (правда не в такой степени как несколько столетий спустя) конкурировали между собой, пытаясь доказать приверженцам друг друга свою правоту. Между мусульманами-сунитами и мусульманами-шиитами соществовала многовековая вражда, приводившая за частую к кровопролитным войнам внутри самого мусульманского мира. Местные христиане относились в основном к восточным церквям (греческой-ортодоксальной, коптской, яакобинской и другим церковным течениям, возникшим на Ближнем Востоке и имевших прочные корни в земле стран арабского Востока. Правда с началом Крестовых Походов Так-же существовало враждебное отношение со стороны мусульман обеих основных течений, по отношению к друзам - что это религиозная секта, отколовшаяся от Ислама ещё в одиннадцатом веке. Между мусульманами и друзами постоянно вспыхивали конфликты, переходившие время от времени в настоящие гражданские войны. Прежде чем продолжить, хочу заметить, что несмотря на то, что и до появления на Ближнем Востоке западного влияния имели место стычки между друзами и мусульманскими фаллахами - с усилением своего влияния в регионе, западные державы преднамеренно вносили раздор между этими двумя группами. На протяжении 18-го 19-го вв. имели место несколько друзских погромов устроенных мусульманами и в Южном Ливане и в Северной части Палестины. Надо сказать, что во многом эти погромы стали следствием преднамеренной политики Запада (в основном Франции) разделить Ливан на несколько враждующих анклавов. Пытаясь перетянуть на свою сторону то одну то другую группу населения, европейские консулы постоянно ссорили между собой население Палестины, Ливана, Египта и других стран.

Особого внимания, заслуживает тема использования Западом местного христианского населения в странах Арабского Востока, в качестве инструмента для внесения полного раздора в отношения между жителями данного региона, живших много веков подряд в относительном Мире и спокойствии. Хотя естественно, как я уже заметил выше, конфликты и определённая напряжённость в отношениях между различными религиозными группами возникали всегда.

Надо сказать, что для провоцирования конфликтов на Ближнем Востоке Западом использовались послы и консулы западных стран, а так же западные торговцы, миссионеры, представители различных политических и научных миссий. Одним из излюбленных методов западных империй по стравливанию жителей ближневосточного региона, был метод взятия под западное покровительство тех или иных нциональных и религиозных меньшинств. Например, ещё в 1187 году, после поражения крестоносцев в известном сражении между крестоносцами и войсками Салладина у Карнэй-Хитин - Франция потребовала для себя от мусульманских правителей Святой Земли и получила статус защитника интересов францисканов - жителей Палестины. Постепенно, с присоединением к католической церкви всё новых и новых групп ближневосточных христиан (в рамках так называемого униата) - усиливалось и французское влияние в регионе, когда Франция превращалась из защитника небольшой группы потомков крестоносцев оставшихся в Палестине после падения их государства, в покровителя целых групп христиан из числа местных жителей. Среди групп населения Палестины и соседних государств пользовавшихся покровительством Франции (особенно начиная с 17-18 вв.) стоит отметить маронитов, греков-католиков, армян-католиков и другие группы ближневосточных христиан, присоединившихся к католической церкви в рамках соглашений об униате (объединении) этих групп с католиками. В рамках покровительства этим и другим группам населения Франция, а за ней и другие западные страны - требовала для своих подзащитных особые привилегии, которых небыло у мусульманского большинства. Предоставление таких привилегий христианам проживавшим на Ближнем Востоке вызывало подозрения мусульман - как суннитов так и шиитов - которые начинали подозревать своих христианских соседей в связях с западным империализмом.

Кстати на сей счёт стоит заметить, что таким же образом Запад (и в какой то степени и царская Россия) пытались поссорить с мусульманским ближневосточным населением и местных евреев. Самой известной западной провокацией способствовавшей зарождению антисемитизма в арабской среде, было решение французского министра иностранных дел Кремье от 1870 года, предоставить евреям - жителям Алжира полного и равноправного французского гражданства, без предоставления подобного гражданства всем стальным жителям этой страны. Когда местные евреи согласились принять эту привилегию, то естественным образом, это вызвало недовольство мусульманского большинства, увидевшего в данном акте форму сотрудничества с французскими оккупантами.

В 1860 году, за десять лет до вышеупомянутого события, в Ливане (бывшем в те годы частью Сирии) среди местных мусульман вспыхнуло восстание. Это восстание бывшее в оригинале направленным против произвола местных правителей правивших от имени Османской Империи - очень быстро переросло в анти-христианские погромы, жертвами которых стали местные католики-марониты. Естественно нет оправдания этим погромам, жертвами которых стали простые земледельцы, ремесленники и настоятели церквей. Но нет сомнения, что ответственность за все эти жертвы целиком лежит на французских властях, которые взяв под своё покровительство маронитов, постоянно стравливали их с мусульманским и друзским окружением. Результат - анти-маронитские погромы и сотни невинных жертв убитыми и ранеными.

Франция, в лучших традициях древнеримского "разделяй и властвуй" ловко использовала эту трагедию, потребовав от турецких властей создать на части территории сегодняшнего Ливана автономный округ для маронитов, территория которого будет предназначена для проживания только лишь представителей данной общины. Под давлением Парижа османский султан был вынужден согласиться с этим требованием. Была создана автономия для маронитов под названием "Маленький Ливан", с общей площадью в 315 квадратных км. Этот округ просуществовал до окончания Первой Мировой войны, когда территория сегодняшних Ливана и Сирии была оккупирована французскими войсками. В 1922 году Лига Наций предоставила Франции мандат на эти территории, и Франция тут же начала что называется, новый передел собственности: От Сирии были отделены Бейрут, Триполи и другие районы населённые мусульманами - и присоединены к маронитскому "Маленькому Ливану". Таким образом была заложена основа современного ливанского государства, которое было официально провозглашено в 1943 году. Попутно с отделением от Сирии части её территории - почти сразу после провозглашения французского мандата на Сирию, остальная часть Сирии была разделена на два подмандатных государства - государство Дамаск (юг и центр Сирии) и государство Халеб (север Сирии). Правда через пару лет, это деление было отменено и Сирия вновь была объединена в одно государственное образование.

Но самым главным игроком на арене разделения и властвования над ближневосточными народами, всё же являлась Англия, которая ещё в девятнадцатом веке, имела непререкаемое влияние в подавляющем большинстве частей данного региона. Начав с соглашений с бедуинскими племенами из района Персидского залива и других частей Ближнего Востока, о торговом покровительстве Англии над этими племенами - Англия к восьмидесятым годам девятнадцатого столетия, перешла от экономического к прямой военной колонизации ближневосточного региона. Оккупировав в 1882 году территорию Египта, Британия сразу же начала натравливать своих ставленников из числа египетских коллаборационистов. В результате, подконтрольные Англии власти Египта согласились участвовать вместе с англичанами в совместной военной авантюре, цель которой - захват Судана и его насильственное присоединение к Египту. Как известно, в конечном итоге, за все годы британского правления в вышеупомянутом регионе, Судан так и небыл фактически присоединён к Египта. Правда одно время (особенно во время подавления восстания во главе с суданским Махади) Судан управлялся совместно британскими и египетскими чиновниками.

К концу Первой Мировой войны (1914-18 гг.), почти вся территория Ближнего Востока находилась под той или иной формой колониального правления: Марокко была поделена между собой Францией и Испанией, Тунис и Алжир ещё в девятнадцатом веке были оккупированы Францией, Ливия попав в самом конце девятнадцатого века в поле политических интересов Италии, была оккупирована этой страной на протяжении 1911 года. Как уже сказал в одном из вышеприведённых абзацев, во время Первой Мировой войны Францией были оккупированы Сирия с Ливаном. А вся остальная часть ближневосточного региона попала под власть британской оккупации в её различных вариациях (начиная системой мандатов и кончая системой марионеточных полу-правительств, фактически управлявшихся из Лондона, через британских дипломатов находившихся на местах). Но общим для всех видов империалистической оккупации Ближнего Востока было то, что во всех западных колониях в данном регионе (и не только в нём) постоянно находились подразделения армий стран-оккупантов. Например, часть военных баз принадлежащих сегодня израильской, иорданской и египетской армиям - была построена ещё англичанами, в годы британского мандата в этих странах. Одной из таких баз является военная база в старом городе Беэр-Шевы, на территории которой располагается командование Южного военного округа израильской армии. Эта база была построена англичанами между 1936-38 гг., для подавления Арабского Восстания полыхавшего по всей территории Палестины в период между 1936-39 гг. Сегодня, как я уже сказал, эта база находится в вeдении Южного военного округа израильской армии.

Эта статья будет лишена всякого смысла, если я её закончу не отметив, что к моменту когда по окончании Первой Мировой войны почти вся территория Ближнего Востока попала под прямое колониальное правление западных держав - народы данного региона уже были разрознены и разделены между собой настолько, что тем же англичанам не составило особого труда, сразу же после получения мандата на территории завоёванные ими во время вышеупомянутой войны, заняться перекройкой геополитической карты Ближнего Востока. Между всем остальным, британские колониальные власти отделили от части исторически сложившихся регионов целые области, объявив их отдельными государственными образованиями. Так от территории Палестины был отделён восточный берег реки Иордан (сегодняшняя Иордания), от Ирака было отделена территория современного Кувейта. Бедуинские племена проживавшие у берегов Персидского Залива постоянно натравливались друг против друга, когда жители сегодняшнего Омана натравливались на племена приграничных районов Саудовского Королевства, жители Кувейта стравливались с соседними Катаром и Бахрейном и т.д. и т.п. Сегодня мы видим, как современные потомки крестоносцев стравливают между собой жителей Ирака, находящегося с марта 2003 года под американо-британской оккупацией. Мы видим, как местные компрадоры ЦРУ и МИ-5 натравливают один против другого суннитов и шиитов - жителей этой страны, что вместо того, что-бы объединиться в борьбе против агрессора, убивают друг друга в терактах, которые только на руку Мировому Имперофашизму.

В заключение хочу сказать, что уже пришло время всем осознать, что западный империализм имеет хорошо заданную цель, поссорить между собой народы мира, в числе которых и ближневосточные народы, с тем что-бы облегчить работу по их порабощению, с целью эксплуатации ихних человеческих и природных ресурсов. Только единение всех народов павших жертвой Мирового Империализм и всех антиимпериалистических сил действующих в мире (в том числе и в самих западных странах) - способно положить конец проискам мировых имперофашистских сил по порабощению ближневосточного региона и других стран Третьего Мира

Публикуется по тексту - http://www.zerkalov.org.ua/node/6331


Rambler's Top100   META - Украина. Украинская поисковая
система  


© "Объективная газета" >>>На лучшем хостинге в Украине - http://www.giga.com.ua

НАШ БАННЕР:
Объективная газета

При любом использовании материалов сайта, гиперссылка на http://www.og.com.ua/ желательна. Редакция "Объективная газета" может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.

ogcomu@og.com.ua
09 декабря 2010 года