Президент России Д.А.Медведев поддержал инициативу Ассоциации морских лоцманов России

Интервью лоцманского командира АНО "Морские лоцманы Санкт-Петербурга" Виктора Александровича Рябоконя

- Уважаемый Виктор Александрович, за последнее 10-летие отношение государства ко многим вопросам жизни общества менялось коренным образом. Это касается и экономики, и политики, и информации, и бизнеса. Не обошло это и вас - петербургских лоцманов. Скажите, как развивается ситуация в последнее время в нашем морском порту, с точки зрения лоцманского дела?

- После выхода постановления Конституционного суда от 6 апреля 2004 года за номером 7-П, признавшим не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 34 (часть 1) и 55 (часть 3), положения пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и находящееся с ними в нормативном единстве Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов", и, таким образом, разрешившим работу негосударственных лоцманских организаций в морских портах России. Радости нашей не было предела, поскольку это позволяло нам заниматься своим любимым делом. Но не тут-то было. Минтранс включил все рычаги для того, чтобы воспрепятствовать нашей деятельности. Начались надуманные проверки. Почему-то администрация морского порта начала проверять наши трудовые договора с лоцманами на предмет правильного их составления, пытаясь вмешаться в хозяйственную деятельность юридического лица. Тем не менее, мы сумели перебороть всё это, и 5 июня 2004 года, после более чем трёхлетнего перерыва наш лоцман Щиголев К.В. вывел парусник «Штандарт» в очередной его учебный поход. Это было начало. Тогда нам удавалось выполнить 10-11 работ в месяц, зарплата была в три раза меньше, чем в Росморпорте, тем не менее, семь лоцманов, которые остались,  продолжали работать.

Качество предоставляемых нами услуг, их неукоснительная точность выполнения, привлекала агентов. Таким образом, к началу 2007 года мы уже выполняли порядка 15-20% лоцманских работ, да и работало у нас уже около 30 человек. В 2007 году мы увеличили объёмы работ, и у нас уже работало более 50 лоцманов. По объёму выполненных работ мы сравнялись с работой лоцманов Росморпорта. Это притом, что активных «штыков» (тех, кто на вахте) у нас было  48 человек, а у них более 100 человек. Мы выполнили одинаковое количество работ. К тому же, у Росморпорта затратная часть оказалась значительно выше, чем наша. Если мы 2007 год закончили с прибылью, хоть и с небольшой, то лоцманская служба Росморпорта закончила год с убытком.

- Вы в своей небольшой речи, за несколько минут рассказали историю многолетней борьбы, которой по идее не должно было бы быть, а люди должны были просто работать. Кому и зачем нужно было ломать структуру, создававшуюся годами руками лоцманов?

- На наш взгляд, борьба против лоцманов ведётся не в интересах государства. Государство не будет ломать отлаженную, надёжную, укомплектованную высокопрофессиональными кадрами и всеми техническими средствами, соответствующую всем мировым стандартам организацию, да ещё и под надуманным предлогом, предлогом о том, что, якобы, может пострадать обороноспособность страны и  будет нанесён ущерб экономической безопасности страны. Это всё надуманно. На эту мысль в Комитете по транспорту Госдумы РФ я сказал: «Объясните, каким образом может пострадать обороноспособность страны?». Мне ответили: «В час Х ваши лоцманы забастуют, и боевые корабли не смогут выйти из пункта базирования». Но такой ответ показывает незнание проблемы. Во-первых, боевые корабли выходят независимо от гражданских лоцманов, поскольку экипажи боевых кораблей подготовлены к плаванию в любых условиях самостоятельно. А если торговый порт базируется на смежной акватории с военно-морской базой, то в этом случае руководит всем движением судов  оперативный дежурный военно-морской базы, и особенно в час Х. Такое впечатление, что у некоторых людей, облечённых властью очень слабое представление о системе управления движением судов на акваториях портов. Примерно такое, как будто это движение на автодороге с вдруг погасшим светофором: кто понаглей – тот и пролез. С таким пониманием вопроса нельзя вмешиваться и пытаться что-то урегулировать, не понимая сути происходящего. В такой ситуации нужно вызвать регулировщика, а применительно к нашему вопросу - спросить у профессионалов.

- Хочу подчеркнуть, а я для себя это понял несколько лет назад, частные лоцмана – это не какие-нибудь враги, а это патриоты Отечества, государственники.

- Вот тогда я и ответил в Госдуме: - Как же так, это вы мне говорите, человеку, отслужившему 34 года в Военно-Морском Флоте, что я в час Х возьму и заблокирую работу военных судов? Я выполнил десятки боевых служб и стоял на защите нашего государства. И вдруг я начну вредить ему? Вы назовите, сколько лоцманов эмигрировало или перебежало в другую страну за всю историю? Затрудняетесь. Их нет. Вы не назовёте. Зато я вам перечислю большое количество людей-эмигрантов самого высшего ранга, начиная от МИДа и заканчивая всякими торгпредствами. Поэтому ставить так вопрос о том, что мы в час Х возьмём и заблокируем порты – это унижать людей подозрением в том, что они вдруг предадут свою Родину. Вот такой был разговор.

- В прошлые годы ваша организация доказала свою правоту в Конституционном суде России, но потом возникла новая коллизия на местном и федеральном уровне, из-за которой ваша организация фактически не могла полноценно работать. Готовы ли сегодня депутаты Государственной Думы и Администрация Президента России разрешить накопившиеся противоречия и дать возможность лоцманам заниматься своим профессиональным делом, связанным с безопасностью мореплавания?

- Буквально в последнее время произошёл положительный поворот. Хотя совсем недавно, казалось, что нас могут лишить возможности работать или образно говоря «задушить». Напомню, 15 октября 2008 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проект федерального закона, внесённый по инициативе Минтранса России Правительством РФ в декабре 2007 года, и фактически возвращающим нас снова к пресловутому Постановлению № 538  2001 года, по которому была запрещена работа негосударственных лоцманских организаций в основных морских портах России. Благодаря тому, что мы были услышаны, прежде всего, в Российском Союзе промышленников и предпринимателей, в Общественной Палате РФ, в Комитете по обороне и Комиссии по национальной морской политике Совета Федерации – дело начало принимать другой оборот. Мы стали ощущать защиту. А самым главным документом, квинтэссенцией оказалось заключение Президента РФ Д.А.Медведева о том, что внесённый Правительством проект федерального закона «О внесении изменений в статью 87 Кодекса торгового мореплавания РФ» противоречит Конституции России и в такой редакции не может быть принят и, что он требует более конкретной доработки. Мы считаем, что любое ограничение деятельности по организационно-правовой форме или по форме собственности противоречит Конституции и дискриминирует все организации негосударственной формы собственности.

- Да, в этом случае нужно либо Конституцию менять, а это значит менять и государственный строй, либо давать людям работать.

- Мы помним некоторые высказывания чиновников Министерства транспорта, которые говорили, что, если допустить работу негосударственных лоцманских организаций, то они вытеснят государственные лоцманские организации. На сегодняшний день практика показывает, мы, имея 36 лоцманов, выполняем в морском порту Санкт-Петербурга более 60% объёмов работ. В Росморпорте 120 лоцманов. За что государство платит им деньги? Ведь, они их не зарабатывают, они их получают. При создавшемся экономическом положении в стране – это просто преступление.

- Скажите, как развивается ситуация с нашумевшим делом лоцманского командира Владимира Ивановича Егоркина? (Читать по теме: >>> Глава ассоциации морских лоцманов России Вадимир Егоркин арестован)

В.И.Егоркин

- Вообще ситуация с арестом В.И.Егоркина, с теми обвинениями, которые звучали – абсолютно непонятна. Я не юрист. Мне трудно, конечно, рассуждать о необходимости и обоснованности меры пресечения - как содержание под стражей, сроки которой по ходатайству следствия продлеваются уже в течение года. Последнее заседание суда состоялось 4 февраля 2009 года. Основания для продления меры пресечения были непонятными.

Основными аргументами для продления срока содержания под стражей было то, что он, якобы, может скрыться. Хотя судья неоднократно высказывала прокурору о недостаточной обоснованности такого утверждения.

 Разговор прокурора и судьи был примерно таков. Прокурор: - Он может скрыться. Судья: - Почему? П.: - А вот, мы пришли в больницу, а его там нет. С.: - А вы ему  повестку вручали? П.: – Нет, повестку не смогли вручить. С.: – Тогда почему Вы решили, что он может скрыться? П.: – Ну его же не было в больнице, хотя говорили, что он в больнице. С.: – А почему это может послужить основанием для утверждения о том, что он может скрыться? П: – но его же не было в больнице. С.: – Ну и как можно считать, это основанием о том, что человек может скрыться? Вы что -  дети? На это прокурор ничего не ответил, а потом сказал, П.: - У нас докладная записка сотрудника ФСБ Туравина, согласно которой Егоркин может скрыться или повлиять на свидетелей. С.: – А в суд его приглашали? Он опрошен как свидетель? П.:  – Нет. С.: - Т.е., он написал докладную записку, а человек сидит в тюрьме больше года. 

Я не говорю о том, виноват он или нет. Пусть суд разберётся. Егоркин В.И., человек образованный, умеющий анализировать и систематизировать информацию, он, по нашему мнению, достаточно убедительно выступил 04.02.09г. в Санкт-Петербургском городском суде, выносившим постановление о продлении меры пресечения в виде содержания его под стражей и просил одного – чтобы не затягивали следствие и как можно быстрее передали дело на решение суда. Пусть суд разберётся в объективности дела. Только не нужно затягивать процесс. А так получается, что из-за непонятных и неубедительных оснований, которые называют представители следствия, процесс затягивается и в результате Егоркин В.И. содержится под стражей уже второй год.  Аргументы, приведённые на заседании суда 04.02.09г. представителями следствия и прокуратуры, по которым Егоркина необходимо содержать под стражей, не убедили присутствовавших в зале суда работников организации. По моему мнению, это умышленное затягивание данного уголовного дела, и для каких целей это делается  – мне не понятно.

- Да, действительно, дело туманное. Президент России Д.А.Медведев призывает к борьбе с чиновничьей коррупцией, а тут, как будто специально «тянут резину» с делом Егоркина. Не понятно.

- За Егоркина поручались 4 депутата Госдумы РФ и один сенатор, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, ветераны лоцманского дела, работники лоцманских организаций.  В одном из наших ходатайств об изменении меры пресечения, (мы готовы были внести залог) мы приводили слова ведущего передачи «К барьеру» Владимира Соловьёва, я бы хотел привести их сейчас: «К сожалению, в сегодняшней России арест превратился в тиражируемую по всей стране схему давления на бизнес. Правоохранительная система игнорирует другие предусмотренные законодательством РФ меры пресечения в виде залога, поручительства, подписки о невыезде или домашнего ареста. Пользуясь этим человеческим страхом недобросовестные правоохранители работают на свой интерес. Арест любого человека лишает его права на адекватную посильную защиту, когда арестованный человек, находясь в клетке пытается доказать свою невиновность – он заранее обречён, «если арестован – значит виновен». К сожалению, эта формула стала основой предварительных приговоров».

- Виктор Александрович, верите ли вы в победу, и в то, что ваше дело будет развиваться в будущем?

- Мы и уверены, и убеждены, к тому же наша позиция поддержана Президентом России. Мы в лице Президента нашли защиту своих интересов, защиту Конституционного строя России. Это вселило уверенность в то, что мы всё делаем правильно. Даже  в условиях экономического кризиса мы сохранили все наши организационные связи, люди не отвернулись от нас. Мы вынуждены были сократить заработную плату, тем не менее, люди остались и продолжают работать. И верят, что та организационно-правовая форма деятельности, в которой они трудятся, является на сегодня наиболее эффективной и динамичной. Меньшим количеством людей она позволяет добиваться большей производительности труда. Как подтвердила практика, эффективная лоцманская деятельность – это тяжкий труд, посильный только профессионалам. Лоцмана деньги зарабатывают, а «не гребут», и у нас никогда не приживутся принципы дельцов 90-х – «обувать в лапти» или «урвать и удрать». Если снять все, прямо скажем, незаконные административные и экономические преграды, создаваемые с непонятными нам целями, то мы сможем опять выйти на передовые рубежи не только в Европе, но и мире. Мы работаем во имя процветания России.

Беседовал  главный редактор

газеты «Общество и Экология»

Сергей Лисовский



Rambler's Top100   META - Украина. Украинская поисковая
система  


© "Объективная газета" >>>На лучшем хостинге в Украине - http://www.giga.com.ua

НАШ БАННЕР:
Объективная газета

При любом использовании материалов сайта, гиперссылка на http://www.og.com.ua/ желательна. Редакция "Объективная газета" может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.

ogcomu@og.com.ua
25 февраля 2009