ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Интервью лоцманского командира АНО
"Морские лоцманы Санкт-Петербурга" Виктора Александровича Рябоконя.
>>> ЧИТАТЬ >>>


Виктор Рябоконь: «Лоцман – это визитная карточка государства!»

Интервью лоцманского командира
АНО "Морские лоцманы Санкт-Петербурга"
Виктора Александровича Рябоконя

- Уважаемый Виктор Александрович,  мы с Вами встречались несколько месяцев назад, и Вы описали круг тех проблем, с которыми сталкивалась Лоцманская служба Санкт-Петербурга в последние годы. Одним из интересных моментов был тот факт, что Президент России Д.А.Медведев выказал желание разобраться в проблеме и помочь вам. Как с тех пор продвинулись дела?

Виктор Рябоконь у карты России

- На сегодняшний день ситуация обстоит следующим образом. В конце января 2009 года Комитетом по транспорту Государственной Думы РФ был разослан на обсуждение очередной вариант редакции Статьи 87 под названием «Морские лоцманы», в которой предлагалось принять за критерии по ограничению работы негосударственных лоцманских организаций ту же идею, что и ранее – это смежные акватории с военно-морскими базами, и запрет работы негосударственных лоцманских организаций в тех морских портах, где перевалка грузов превышает 10 млн тонн. Возникает вопрос. А если 9,5 млн тонн? Или, ведь это могут быть и 2 млн тонн, но это могут быть химические и радиоактивные отходы. То есть, в одном случае частникам можно работать, мол, это не опасно, а в другом - нет. Если это 10 млн тонн только контейнеров, то, по их плану, там должна работать только государственная лоцманская служба. Нет никакой логики. Для любого здравомыслящего человека понятно, что никакие критерии, основания, которые пытаются придумать на протяжении вот уже 8 лет чиновники от Минтранса, не могут не идти на нарушение Конституционных прав. Далее, обращает на себя внимание следующий факт. Сразу же после выхода Заключения Президента России (30 ноября 2008 года), 29 декабря 2008 года выходит Постановление Правительства РФ за номером 1052, которым внесено дополнение в Положение о Министерстве транспорта РФ. В нём очень примечателен Пункт 5.2.53.19, согласно которому Акты, устанавливающие особенности, с учётом которых создаётся негосударственная организация по лоцманской проводке судов, разрабатывает теперь Министерство транспорта.  Встаёт вопрос, какие особенности для негосударственных лоцманских организаций, если требования для всех – хоть государственных, хоть негосударственных – абсолютно одинаковые. И в Кодексе торгового мореплавания, и в Положении о морских лоцманах, и в международных требованиях. Других требований на сегодня нет. Для чего было делегировать вот такое право Министерству транспорта, которое идёт в нарушение Конституционных прав.  

- Хочу задать вопрос для прояснения ситуации, заключающийся в том, что сейчас некоторые аналитики пытаются найти разногласия в законодательных и нормативных актах касающихся управлением государством. Вы привели сейчас факт, характеризующий эти разногласия: Конституция РФ на вашей стороне, а некоторые чиновники Минтранса и Правительства пытаются трактовать её по- своему. Не показатель ли это того, что за спиной высшего руководства страны бюрократия пытается подмять законодательство под себя.

- Если посмотреть на многолетнюю историю всей нашей борьбы, то это борьба не с политикой государства, а борьба с волюнтаризмом среднего чиновничества, которое имеется на сегодня в Минтрансе, в Росморрефлоте и в ФГУП «Росморпорт». Это они пытаются под себя подстроить морской бизнес, таким образом, чтобы было удобно им управлять, но не с точки зрения интересов государства, а с точки зрения личных интересов чиновника. Отсюда и возникает такое разночтение.

- Очевидно, что главная задача лоцманов всех форм собственности – это безопасность мореплавания.

- Совершенно верно. А чем обеспечивается безопасность мореплавания? Профессионализмом людей, которые выполняют функцию по проводке судов, их технической обеспеченностью, контролем за их подготовкой, неукоснительным соблюдением морского законодательства и правил действующих в порту.

- Вы недавно были в Совете Федерации по решению именно этих вопросов?

- 23 марта в связи с нашим обращением в Совете Федерации прошло расширенное заседание Комиссии по естественным монополиям и Комиссии по национальной морской политике, на котором обсуждался вопрос нарушения закона о конкуренции со стороны Федеральной службы по тарифам при издании Приказа № 522 о ставках портовых сборов и применении их, введённого в действие 9 января 2008 года.

- То есть, перед этим мы говорили с Вами о безопасности мореплавания и месте лоцманской службы в этой системе, а сейчас Вы хотите раскрыть экономическую подоплёку этой борьбы?

- Бюрократия на сегодняшний день действует профессионально. На широком фронте: законодательном, экономическом и на местном уровне. На законодательном уровне, Вы видите, трудно им – не прошло. Теперь они пытаются действовать на уровне нормативных актов. Минтранс России инициировал внесение изменений в функции министерства Постановлением Правительства № 1052, которое на сегодня действует. Если и здесь не пройдёт, как это уже было с 538 Постановлением Правительства Касьянова, которое отменил Конституционный суд, то у них есть запасной вариант – «задушить» экономически. Они  установили такие тарифы, что лоцманы негосударственных организаций просто бросят эту работу, поскольку не будет хватать ни на зарплату, ни на техническое обеспечение. Для того, чтобы в лоцмана шли передовые капитаны, имеющие международный опыт, нужно привлекать зарплатой. Сегодня зарплата капитана танкера составляет от 12 до 14 тысяч долларов. Пойдёт ли человек работать за одну тысячу долларов? Конечно, нет. Так можно скатиться до состояния лоцманской службы времён Советского Союза, когда в лоцмана шли пропившиеся, проштрафившиеся моряки. Им платили 120 рублей, выдавали брезентовый плащ, шапку треух и сумку полёвку через плечо. Вот вся экипировка. Этот человек олицетворял государство. Он первым прибывал на иностранный пароход. И отношение было соответствующее. Мы туда хотим?

А ведь, потом, благодаря тому, что государство отдало лоцманское дело в руки самих лоцманов, за 10 лет, Лоцманская служба России смогла выйти, с 1991 по 2001 годы, на передовые рубежи и стала образцом не только в Европе, но и в мире. Иностранцы удивлялись и говорили, как это можно за такой короткий срок достичь такого? Техническая оснащённость, профессиональная подготовка. Лоцмана ездили на обучение в Копенгаген, в Гренобль, в Хельсинки. А сейчас? Мы себе не можем позволить этого, да и не только этого, потому что ставки сборов, установленные Федеральной службой по тарифам, они практически ниже себестоимости. ФГУП «Росморпорт» выживает за счёт того, что производит перекрёстное субсидирование. Для примера. Господин Савкин, директор Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» 10 апреля 2008 г. на выездном заседании Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике РФ сказал, что за 2007 год филиал заработал 150 миллионов, а на его содержание было потрачено 300 млн. рублей. Проводя мониторинг за 2008 год, господин Квитко В.В. озвучил доклад, что за первые 6 месяцев 2008 года убыток СПб филиала ГУП «Росморпорт» составил 121,6 млн рублей. Так за чей счёт господа чиновники содержат людей, которые не зарабатывают эти деньги? Уровень зарплаты в СПб филиале почти что в 1,5 раза выше, чем у нас, а работ выполняют они на одного лоцмана в 1,7 раза меньше. При этом наши лоцмана тоже не выходят за рамки трудового кодекса. Так, где же повышение производительности, где диверсификация экономики, коль мы уже перешли к новой общественно-экономической формации? У нас свободная страна, со свободной экономикой. Или это страна коррумпированных чиновников.

- А почему государство не помогает развиваться вашей лоцманской службе?

- А кто государство? Это Минтранс. Ему же поручено. У Минтранса стоит задача одна – убрать нас.

- А в чём заключается переход от законодательного давления на вас на экономическое?

- Это проявляется в установлении тарифов на грани себестоимости. Но сейчас в условиях кризиса значительно сократился грузооборот, и мы примерно на четверть сделали меньше работ за первый квартал 2009 года, чем это было в первом квартале 2008 года.

- Кризисная ситуация сказалась и на вас?

- Конечно. Ещё и с учётом того, что и ставки стали ниже на 17%.

- То есть, вам к тому же ещё и ставки сократили?

- Да.

- А кто сократил?

- Федеральная служба по тарифам с подачи ФГУП «Росморпорт». За основу ставок было принято финансово-экономическое обоснование ФГУП «Росморпорт». На мой вопрос господину Квитко В.В., начальнику управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам России, почему не были приняты наши обоснования – в ответ я ни одного вразумительного слова не услышал. Просто, как будто не слышат. Хотя мы отправляли наши документы ещё в июне 2006 года, за два года до выхода этого приказа, на 663 листах, с анализом ставок лоцманского сбора в мире, в Европе, с нашим экономическим обоснованием. Но они не были приняты. Почему?

- Странная ситуация. На все остальные портовые сборы ставки были повышены, а на лоцманский сбор понижены.

- Ну это у нас, в петербургском порту, потому как здесь центр идеологии негосударственных лоцманских организаций, здесь свободный лоцманский дух. Понизили ещё в Новороссийске, Владивостоке, Калининграде. В Калининграде работает  ФГУП «Росморпорт» – почему там понизили? Очевидно объяснение одно - хоть как-то сбалансировать огромное увеличение ледокольного и навигационного сборов.

- Вашу борьбу можно охарактеризовать, как борьбу за правое дело, борьбу с бюрократами, коррумпированными чиновниками?

- Если состыковать издание приказа Федеральной службы по тарифам и приказа Минтранса № 189, согласно которому портовые сборы разрешено взымать администрациям морских портов и ФГУП «Росморпорт», то да.  Причём в 189 Приказе Минтранс ссылается на Статью 19 закона о морских портах. Читаю Пункт 2 Статьи 19: «Портовые сборы подлежат уплате Администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту». И ссылка Федеральной службы по тарифам на то, что они действовали в соответствии со 189 Приказом Минтранса не соответствует действительности. Или они не читали закон о морских портах или действуют избирательно, замечая только то, что им нужно – Пункт 1, 3, 4 и 5. А Пункт 2 – не увидели.

- Да, здесь явно проявляются двойные стандарты. Вы сейчас очень убедительно рассказали об экономической  подоплёке борьбы - на вашей стороне правда. Но как простому человеку это объяснить?

- Правда на нашей стороне. Во главе нашей деятельности – повышение безопасности мореплавания, повышение качества лоцманских услуг, которые зависят от профессионализма лоцмана, от его технической оснащённости и методики развития его профессиональных навыков. Мы не ставим своей целью «побольше заработать», как хотят нас представить оппоненты. Нет у нас дивидендов. Всё, что мы зарабатываем идёт на развитие организации, повышение профессионализма лоцманов, оснащение современными техническими средствами, зарплату и социальный пакет. В этом преимущество нашей формы собственности – автономной некоммерческой организации. К тому же, мы абсолютно прозрачны.

- Да, согласен. Скажите, а в чём бы заключались ваши предложения, если бы Вас услышал Премьер-министр России В.В.Путин? Что бы Вы ему могли сказать, посоветовать, чтобы в результате нормально работала Лоцманская организация?

- Я бы даже шире вопрос поставил – чтобы работала Лоцманская служба России. Мы выходили и выходим с конкретными предложениями. Мы готовы создать в России саморегулируемую Лоцманскую организацию, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2007г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которая будет разрабатывать стандарты лоцманской деятельности, сверяя их с международными, помогать капитанам портов контролировать их выполнение, отслеживать и принимать непосредственное участие в законотворческой и нормотворческой деятельности. И которая будет отвечать перед государством и судовладельцем за качество лоцманских работ.

- Благодарю.

Беседовал  главный редактор

газеты «Общество и Экология»

Сергей ЛИСОВСКИЙ



Rambler's Top100   META - Украина. Украинская поисковая
система  


© "Объективная газета" >>>На лучшем хостинге в Украине - http://www.giga.com.ua

НАШ БАННЕР:
Объективная газета

При любом использовании материалов сайта, гиперссылка на http://www.og.com.ua/ желательна. Редакция "Объективная газета" может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.

ogcomu@og.com.ua
05 мая 2009